История

 

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери г.Новоалтайск

Поселок Белоярский, ныне микрорайон  г.Новоалтайска, Алтайского края расположен в 20 км от г.Барнаула. В Настоящее время насчитывает около 12 тысяч жителей (взрослых). В 18-19 веках являлся важным историческим центром на Алтайской земле. Первым оплотом православия на Алтае была часовня, а затем храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла  при Белоярской крепости в начале XVIIIвека.  В 2012 г. освящен каменный храм с верхним пределом в честь Иверской иконы Божией Матери и нижним пределом во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 

В 2017 г. будет праздноваться 300-летие Белоярска.

История храма с.Белоярского

Освоение алтайских земель.

В начале XVIIIвека по указам Петра положено начало освоения Сибири.Создавалась казачья Колывано-Кузнецская оборонительная линия, состоящая из крепостей-острогов. Первая попытка построить острог в долине р. Бии в 1632 г. не была осуществлена. А выстроенная в 1709 г. крепость была сожжена кочевыми телеутами.

2 апреля 1717 г. в Кузнецке был получен приказ Сибирского губернатора князя М.П. Гагарина на слиянии Бии и Катуни построить город. Возглавить строительство было приказанодворянину Ивану Максюкову. Из наказной памяти Петра Iот 15 июня 1717 г. известно, что в состав экспедиции входило150 кузнецких служилых людей, 104 человека мунгатских беломестных казаков, а также татары, калмыки, крестьяне, казачьи дети, всего около 750 человек. Приказчиком был назначен сын боярский Степан Серебренников.

 Через черновую тайгу Салаира отряд вышел на Калмыцкую дорогу, по которой можно было добраться до реки Бии. Но, видимо побоявшись большой отдаленности устья Бии и Катуни от Томска и Кузнецка и, большой близости к Джунгарии, И. Максюков  спустился по течению Оби до Белого Яра чуть ниже современного Барнаула.

На правом берегу р. Оби, при впадении рек Большой и Малой Черемшанок, И. Максюков и построил крепость, получившую название Белоярской. Она была «рубленой деревянной, мерою длиною и по­перек 20 сажен, по углам 4 башни и под башнями 4жилые избы, а посреди крепости казенный анбар, где держать пороховую и всякую казну». Местоположение крепости в военном отношении было действительно удобным. Кроме того, сообщал И. Максюков, «…в бли­зости того города хлебопахотных мест и сенных покосов, и лесу угод­ного и рыбных ловель и всяких угодий предовольно». Не слу­чайно многие из строителей захотели остаться в Белоярском остро­ге на постоянное жительство. Уже в июле 1717 г. возникла Белоярская слобода.

 

 

 Первый храм

В 1621 году Святейшим Патриархом Филаретом и духовным собором была учреждена Тобольско-Сибирская епархия, которая ведала церковными делами на всей территории Азиатской России.

Осваивая Алтай, служилые люди несли с собой культуру и веру православную. При Белоярской крепости в 1717 г. была построена часовня, а с возникновением слободы– храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1718 году выстроена Бийская крепость с храмом, и в 1735 году построена церковь Воскресения Христова в поселке горного дела Колыванского медеплавильного завода.

К Белоярскому Петропавловскому приходу относились все близлежащие деревни, в том числе деревня Барнаульская, о чем  свидетельствует письмо Горного Начальника Колывано-Воскресенского завода генерала Бэера в консисторию владыки Антония, Митрополита Тобольского и Сибирского: «Хотя от здешнего Барнаульского завода в недальности Белоярской слободе святые церковь во имя святых апостолов Петра и Павла и при оной священник имеется, но только по веснам около той слободы от Оби реки бывают великие разливы и в таком случае люди могут взрослые без исповеди и причастия Святых Таин, новорождённые без Крещения умирать…». Далее горнозаводской начальник просит благословения Митрополита на постройку при Барнаульском заводе церкви. Что и было осуществлено в 1747 году.

Вокруг Барнаула стали селиться тысячи приписных к заводу крестьян, в том числе и в Белоярской слободе. Крепость как форпост к тому времени утратиласвой статус.

 Барнаульское Духовное заказное правление.

Колывано-Воскресенский  горный округ стал крупным объединением ряда заводов, рудников с работающими там десятками тысяч мастеров, горняков, приписных крестьян, нуждающихся в духовном  окормлении.  10 мая 1750 года Митрополит Тобольский и Сибирский учреждает Барнаульское Духовное заказное правление.

В 1762 годукБелоярскому приходу относится60 деревень, число дворов 479. Новая церковь была заложена 22 июля 1762 года и освящена 2 января 1765 года.Для церкви было выделено 90 десятин земли.Причт церкви состоял из священника и псаломщика.

 К 1818 году приход значительно увеличился. Священнослужители храма: Благочинный иерей Симеон Вавилов, священник Степан Лепехин, диакон Иаков Знаменский, дьячок Василий Загибалов, пономарь Михайло Торопов, Петр Бисеров, Ферапонт Седачев. Так докладывали они в своих рапортах: «Во всем приходе бывших у исповеди и Святого причастия 4707 душ мужского пола и 4843 женского (более 9500 тысяч человек). Не бывших у исповеди и Святого причастия мужеска 420, женска 416. Старообрядцев мужеска 1597, женска 1515».

К 1827 г. здание церкви обветшало и  было запечатано. (ГААК Ф 26, оп.1, Д 14).

29 мая 1831 года от архитектора получен план и фасад для построения новой церкви.Строительный материал был заготовлен — более трехсот бревен, известки на бут и фундамент одна тысяча пудов.Но людей опытных и хорошо знающих строение церквей в скором времени не нашлось. До отыскания таковых решено было немедленноприступить к пилке лесу на плахи и на тес.

В рапорте священнослужителей сказано: «В сентябре 1831 года под вновь строящуюся в селе Белоярском деревянную  церковь фундамент к окончанию приведен. Для построения  церкви допущен Томского округа Нелюбинской волости Шепетов, опытный в плотницком мастерстве и аттестованный архитектором, с оным заключен контракт в том, чтобы ему начать строение церкви с 1-го апреля 1832 года и окончить по ноябрь того же года.Как сообщает в рапорте Священник Симеон Вавилов». (ГААК, Ф-26, Д.1067).

 

Томская Духовная Консистория. 

При государе Николае Павловиче обширная Тобольская Епархия была разделена, и с 1834 гАлтай стал подчиняться Томской Духовной Консистории. В Барнаульском заказе было тогда всего 16 церквей. Именно в этот исторический период была основана Алтайская Духовная миссия.

В 1860 г Петропавловский Приход с.Белоярскогоуже был отнесен к IV разряду. В деревнях Бобровке и Санниковой, ранее относившихся к Петропавловскому храму,построены свои храмы.

К концу XIX века храмовое здание обветшало. К тому же, прихожан в воскресные и праздничные дни было столько, что люди были вынуждены стоять при отворенных дверях на паперти и даже в ограде. К строительству новой церкви на каменном фундаменте, крытую железом, вместимостью на 320 человек, прихожане подготовилисьтщательно: “приобрели девятьсот рублей и вспахали около 60 десятин земли, с которой намололи 300 мешков пшеницы, с которой выручили 700 рублей».

В 1898 г. церковь была построена. Но по причине ростаколичества переселенцев здание было увеличено на 12 аршин в длину и освящено по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Бийского 4 ноября 1902 года. Причта при церкви:священник Иоанн Никольский, священник Александр Скворцов, священник Василий Промтов, псаломщик Евгений Федоровский, псаломщик Василий Дезидериев.

 Важной стороной жизни прихода Петропавловского храма была забота по обучению грамоте односельчан,а также помощь малоимущим, особенно детям.Еще в 1886 году была открыта церковно — приходская школа, которую посещали 59 учащихся обоего пола. Кроме Белоярской, школы в деревнях Зудилово, Токарево и Бажово, всех учащихся в ней 117 человек. Церковная библиотека имела 325 книг.При этом в Белоярском училище гражданского ведомства — 84 учащихся.

 В дальнейшем церковно-приходские школы потребовали реорганизации, с тем, чтобы значительную часть их функций взяло на себя государство. Не могли приходы обучить массу людей грамоте на высоком уровне.

В 1872 г. в с.Белоярском открылось бывшее министерское   одноклассное училище. Однако церковно — приходские школы продолжали свою жизнь,  готовя детей к поступлению в двухклассное училище, в котором обучалось более 80 учеников.

 

Число дворов в с.Белоярском в1918/19 годах составляло 518, жителей 4684 человек. Обучалось в училище 247 детей. По национальностям: великорусов-137; украинцев-24; поляков-2; из Мордовии-17 детей. По занятиям родителей: крестьянских детей 141; чернорабочих-22; «торгов.пром. зов».1 девочка; торговцев и домовладельцев-8 детей.

Училища так же находились в селениях: Зудилово, Чесноковское, д.Токарево.

Особенной стороной деятельности причта и многих прихожан был приют для детей — сирот. По благословению правящего архиерея открытие приюта инициировал иерей Иоанн Никольский. Из «Отчета о деятельности Белоярского детского приюта за 1910 год» в Томское Епархиальное Управление: «Приют открыт 11 ноября 1910 года. За первый год своего существования призреваемых детей было 7 мальчиков и 8 девочек в возрасте от 5 до 12 лет. Все дети каждый день начинали и кончали молитвой, посещали местную школу. После занятий помогали в работе по хозяйству. Девочки, кроме того, учились шитью, вязанию, вышиванию. В праздничные и воскресные дни посещали богослужения, а вечером — чтение акафиста. В праздник Рождества Христова для воспитанников приюта устраивались вечера, где дети-сироты вместе с приглашенными детьми местной интеллигенции и купечества, резвились, пели песни, читали заученные стихи.Просуществовал приют до 1919 года.

Годы революции.

20 января 1918 г. правительство издает декрет «Об отделении Церкви от государства», объявлявший «все имущество существовавших в России церковных и религиозных обществ народным достоянием». Из Барнаула в с.Белоярское прибыл отряд для изъятия церковных ценностей. При обыске было изъято немного: «ковш-посеребренный, один крест — серебряный напрестольный и взамен чаши сдано верующими серебряными вещами и деньгами весом 3 фунта 4 золотника».     

По окончании конфискационной компании началось ослабление Церкви расколом обновленчества. После ареста Святейшего Патриарха Тихона, в мае 1922 г., обновленчество стало играть главенствующую роль у власти Русской Православной Церкви. Староцерковники, как их называли «Тихоновцы»,  испытывали притеснения и гонения.

Образовалась самостоятельная епархия в Алтайской губернии, началась работа раскольников по распространению своего влияния на сельские приходы. 

Настоятель Белоярского прихода Адриан Головачевтакже проводил беседы на приходах  подведомственного ему благочиния, убеждая волнующихся прихожан в необходимости принять обновленчество. Но со временем, изменив свои взгляды вновь вернулся под руководство Патриарха Тихона. Петропавловский приход поселка Белоярского не примкнул к обновленцам, оставшись верным каноническому священноначалию Русской Православной Церкви.

В начале 1925 года с прибытием епископа Барнаульского Преосвященнейшего Никодима (Шатунова) был образован Барнаульский епархиальный совет староцерковников. Но в  1926 году Преосвященнейший Никодим был  арестован и выслан с Алтая. В целом обстановка была тяжелой. Настоятели, которые не принимали обновленчества, считались для церковного началия «врагами». В свою очередь на приходах народ запрещал священнику произносить на богослужениях имена новой церковной власти с угрозами уменьшения части пропитания священника или смещения его с настоятельства. Со временем обновленчество потеряло свою силу и приходы стали возвращаться в прежнее русло.

Из следующего «григорьевского» раскола, инспирированного Советскими властями, Белоярский приход ушел уже в конце лета 1927 г., сказались труды Преосвященнейшего Владыки Владимира (Юденича). В этом заслуга и настоятеля — иерея Анемподиста Поспелова и председателя церковного совета Кириллова Мирона Александровича. 

Высланный за борьбу с обновленцами архимандрит Владимир (Юденич) на Съезде в Барнауле единогласно избран в епископы, в Москве состоялась его хиротония. Позиция Владыки Владимира оказалась в Барнауле нелегкой. Он стал склонять клириков к поддержке Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и это ему поначалу удалось. Однако уже 5 августа 1927 г. епископ Владимир (Юденич) был арестован, а вскоре Преосвященнейшего Владимира увезли в Московскую Бутырскую тюрьму.

В борьбе с обновленчеством активную борьбу вел священник Алексей Альфер. В 1902 г. он был произведен в диаконы и стал первым помощником и тайным советником святителя Макария(Невского). Вместе со святителем Макариемучаствовал во множественных его поездках. Настоятелем Белоярского Петропавловского храма назначен с августа 1929 г.  Как авторитетный священник вскоре был назначен благочинным. Тогда к селу Белоярскомутяготел целый ряд поселков: Средне-Краюшкино, Ново-Краюшкино, Журавлиха, Ново-Повалихинское, Новокопылово, Инюшевское, Голубцовкое и все Барнаульского района.

 В конце 1928 — начале 1929 г. в стране Советским правительством начата программа коллективизации. Благотворительная и миссионерская работа строжайше пресекалась. Деятельность священнослужителей была ограничена их местом жительства. Можно было лишь посещать больных и умирающих, на любую другую деятельность вне церковных стен требовалось разрешение от местного Совета. Церковь не имела права юридического лица. В то же время без регистрации прихода местные власти имели право закрыть приход и отобрать церковное здание. Приходы облагались повышенными налогами.

 В с.Белоярском 18.08.1930 г. был совершен в храме обыск. Агентами ничего не было найдено. Однако отец Алексей Альфер в 1932 г. был арестован и приговорен к пяти годам концлагеря. В село больше не вернулся. В списке расстрелянных за годы террора его фамилии нет.

 В стране последовало снижение накала первой волны гонений на Церковь.      

После жалоб прихожан на имя М.И. Калинина — председателя президиума ВЦИК Союза СССР, уже в 1932 г., власти разрешили приехать в с.Белоярское другому священнику. Отец Николай Алексеевич Петров 1887 г.р. За агитационную деятельность был выслан из Куйбышева в Барнаул. С  июня 1930 г. служил в с.Лосиха Косихинского района, а 8 июня 1932 г. назначен настоятелем Петропавловского приходас.Белоярского.

С конца 1934г.началась компания по снятию колоколов.Гонения ужесточились в 1937г. За участие в антисоветской подпольной организации отец Николай 20 июля 1937 г. был арестован и содержался под стражей в Барнаульской тюрьме. Заседанием Тройки Управления НКВД Запсибкрая 22 августа 1937 г. приговорен к расстрелу. 2 сентября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

 Петропавловская Церковь в с.Белоярском по решению Оргкомитета от 25 мая 1939 г. за № 3215 была закрыта.

Церковное здание передано государству для просветительских целей, в церковном здании была организована политпросветшкола, а затем указом от 15 июля 1941 г. в это здание перевели Барнаульскую школу для глухонемых№ 31.

 Зимой 1958 г. бывшее церковное здание сгорело.

В 40х годах ХХ столетия переменилось отношение коммунистического режима к церкви. На Алтае было разрешено открыть одиннадцать приходов. Жители с.Белоярского были фактически прихожанами Покровского собора г.Барнаула. В с.Белоярском на месте храма остался лишь пустырь и памятник некоему «Герою гражданской братоубийственной войны» Драничникову, который был секретарем малочисленной комсомольской ячейки в нашем селе.      

В 1994 г. образовалась отдельная Барнаульская Епархия Русской Православной Церкви. Правящим Архиереем был Преосвященнейший  епископ Антоний ( 8.07.2001 г.). В начале  90х годов ХХ века наиболее инициативные жители села: Любовь Лыскова, Варвара Лапердина, семья Овечкиных начали работу по возрождению прихода. Организующей силой в деле возрождения прихода Петропавловского храма поселка Белоярский послужила Алтайская казачья община Сибирского казачьего войска. Знаменательно, что Белоярский приход, который в самом началеХVIII столетия возник при Белоярской крепости, основанной казаками, возродился с помощью «восставшего» из небытия казачества.

 Первым настоятелем вновь открытого прихода был священник иерей Владислав Лапердин. 25 апреля 1997 г. община была зарегистрирована.

Необходимо  было подумать хотя бы о временном здании молитвенного дома. Общине было предоставлено пустующее здание детского сада.по адресу: ул. 3я Береговая, дом 9. Началось благоустройство здания под храм. Был оборудован Алтарь, проведено отопление. Православные жители села, посещавшие уже существующий в то время приход св.вмч.Георгия Победоносца в г.Новоалтайске, стали посещать приход родного села. Сплотилась община. Первое причастие было в 1999г.

Приходу были переданы две старинные иконы:   Спасителя (25х31 см) и Пресвятой Богородицы именуемая «Всех скорбящих Радость» (80х120 см.).

 Составился свой, хотя и небольшой клирос. В 2000г. появилась воскресная школа.Приход находился в живописном месте на окраине села. Домашняя обстановка небольшого прихода очень полюбилась всем. Дружной общиной выполнялась любая работа. В июне 2003года иерей Владислав Лапердин был переведенклириком в храм свт. Дмитрия Ростовского г.Барнаула. Исполняющим обязанности настоятеля назначен штатный священник Свято-Георгиевской церкви г.Новоалтайска иерей Вячеслав Данькин.

С 13 декабря 2005 года по благословению епископа Максима общину окормлял иерей Сергий Попов. Приход продолжал развиваться. Молитвенное здание благоукрашалось. Запомнился всем Крестный ход в Праздник Крещения Господня на «Иордань». А также престольный праздник 12 июля, закончившийся трапезой под открытым небом.

 И вот настал важный момент в истории Белоярска — 31 октября 2007 постановлением администрации города Новоалтайска, за подписью главы города Янина А.Н., в безвозмездное  срочное пользование для строительства храма был выделен земельный участок площадью 4914 кв.м. в центре села.

 4 июня 2008 года Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым) освящен Закладной Камень и Крест в основание строящегося храма в честь «Иверской» иконы Божией Матери с нижним пределом в честь  первоверховных Апостолов Петра и Павла. Проект будущего храма разрабатывался в мастерской Петра Ивановича Анисифорова – автора многих храмовых строений на Алтае и в Антарктиде.

У креста стали постоянно служиться молебны и читаться акафисты.  В 12 июня 2008 здание церковной общины по адресу ул. 3-я Береговая, д. 9 подверглось пожару. Община перешла для богослужений в выстроенное к тому времени деревянное здание воскресной школы. С 6 мая 2009 года Указом Преосвященнейшего Максима исполнять обязанности настоятеля, а с 4 мая 2010 года – настоятелем Петропавловского прихода назначен  иерей Вячеслав Данькин.

 

Для будущего храма со святой горы Афон привезена икона Пресвятой Богородицы «Иверская», а позже Алтарная икона Спасителя и икона св.вмч.Пантелеимона Целителя.

 За три года при финансовой и профессиональной поддержке благодетеля новый храм был построен.

 Над закрытием кровли храма материалом из меди работали  специалисты ООО «НИМБУС» г. Санкт-Петербурга под руководством Левина И.Э.

1 июня 2011 г. произошло очень значимое и радостное событие: Преосвященнейшим Максимом освящены купола и накупольные кресты при большом стечении прихожан и жителей села.

 В  2012 году стены храма расписаны художниками из г.Нижний Тагил, уроженцами Кузбасса: Митроновым Виктором Васильевичем и его помощником Михаилом.

Иконостас из белого мрамора был изготовлен в г.Барнауле.

Иконы со Святой горы Афон разместились на иконостасе, засияли красками и позолотой. Паникадило с хоросом также изготовлено в Греции. Таким чудесным образом на Белоярской земле появился маленький островок святой земли Афонской.

24 августа 2012 г. Преосвященнейшим Максимом освящено 10 колоколов, отлитых на заводе г.Ярославля. Вновь, после длительного перерыва разливается над селом  колокольный звон.

 Первое богослужение было отслужено в верхнем пределе храма в честь Иверской иконы Божией Матери в Великий Четверг 2012 года.

Освящение верхнего предела совершил Преосвященнейший Максим (Дмитриев) 21 октября 2012 года.

 Нижний предел храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла освящен Преосвященнейшим Сергием (Иванниковым), митрополитом Барнаульским и Алтайским 6 мая 2014 года в сослужении священства епархии.

 Белокаменный храм засиял крестами над селом, вновь, как и 300 лет назад, зазвучат колокола, призывая всех войти в дом Господень. Прекрасный церковный хор и хор детской воскресной школы участвуют в богослужениях.

Приход живет своей жизнью. Силами настоятеля протоиерея Вячеслава Данькина и его супруги Анны Владимировны при храме организована детская Воскресная школа, в которой на 2015 год насчитывается 89 воспитанников.Занятия проходят в трех возрастных группах в просторном здании с классами для занятий. Дети принимают участие в Епархиальных смотрах — конкурсах «Юные голоса Алтая»  и « Жар- птица».

 Как и в прошлые времена Петропавловская церковь с.Белоярского была центром благочиния, так и в наше время с 2013 г. Белоярский приход является центром одного из благочиний Барнаульской епархии. Благочинный и настоятель Иверской церкви протоиерей Вячеслав Данькин является членом Епархиального Совета, а также руководителем Отдела по работе с пенитенциарными учреждениями.

Возрождение прихода, начатое в 90е года XX столетия, уже дало добрые всходы, а с новым храмом верим, поднимется и весь наш поселок.

 

Престольные праздники храма:

Празднование Иверской иконы Божией Матери

вторник Светлой седмицы;

— 6 мая (второе обретение списка иконы 2012 г.)

— 26 октября(принесение списка иконы в Москву в 1648 г.)

— 25 февраля

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла

— 12 июля.

Адрес храма: Алтайский край Первомайский район г.Новоалтайск микрорайон Белоярский ул.Советов – 2 а.

Телефон храма: (838532) 38-2-88, 39-9-67.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *